Родителям

Во исполнение п. 3. приказа управления образования от 26.03.2105 № 345-п
«Об утверждении плана мероприятий по обеспечению свободы выбора одного
из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики на 2015
год»  Городским информационно-методическим центром подготовлена
видеконсультация для родителей (законных представителей) учащихся
третьих классов и педагогов, преподающих ОРКСЭ:
Сайт ГИМЦ (главная страница и кабинет ОРКСЭ), или:
http://www.gimc.ru/content/videokonsultaciya-po-vyboru-i-prepodavaniyu-moduley-kursa-osnovy-religioznyh-kultur-i-svetskoj-etiki

Преподавание курса ОРКСЭ в 4-м классе

По итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент дал поручение  Правительству РФ от 2 августа 2009 г № Пр-2009 по разработке и реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ

  • Поручение Президента РФ (2.08.09) и Распоряжения Председателя Правительства РФ (11.09.09)
  • Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.10.09 г. № 1578-р
  • ФГОС начального общего образования
  • Примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ.

 

Для чего вводится предмет ОРКСЭ?

  • Введение предмета ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка.
  • ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования.

 

Цели предмета ОРКСЭ

  • Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (закреплена ФГОС).
  • Цель предмета — формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Нормативно-правовая основа для введения курса
«Основы религиозных культур и светской этики»

Международные документы, признанные Российской Федерацией

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
  • Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.).
  • Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1952 г.
  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 г.
  • Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г.
  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.

Конституция РФ

Статья 13, части 1-2.

  1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
  2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной

Статья 14.

  1. Российская Федерация — светское государство.
  2. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной
  3. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом

Статьи 17, 19.

  • 1. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц
  • 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям…
  • 3. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам… национальной, языковой или религиозной принадлежности

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

  • Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
  • ) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • ) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • ) общедоступность образования…;
  • 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • ) свобода и плюрализм в образовании;
  • ) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

 

 Практические советы родителям, как помочь своему ребёнку в изучении курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

 Совет   1

 Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель.
Задача нового учебного курса — создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках, в творческой деятельности, во внеучебной деятельности.

На уроках педагоги будут беседовать с ребёнком о нравственности, но если родители не проявят интереса к поднятым проблемам, не сформулируют для ребёнка родительскую нравственную позицию, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.
Новый, нравственно-ориентированный курс открывает перед родителями, другими взрослыми дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает смотреть на окружающий мир и оценивать своё место в нём, он особенно нуждается в духовной связи со взрослым, родным для него человеком.
 Совет 2

Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец — ещё меньше. Новый учебный курс позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей, других взрослых и детей благодаря своему нравственно ориентированному характеру. Взрослым вне школы сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета. Говорите и вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

Совет 3
Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей, ответственных взрослых.
Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес верующих людей, атеистов или агностиков (людей, не соотносящих себя ни с какой религией или отрицающих религии). Насторожитесь, если это делает ребёнок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает терять моральную устойчивость, склоняется к злу.
Если это происходит с вашим ребёнком, задумайтесь, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем.

Совет 4
Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.
Используйте выходные, каникулы для демонстрации и осмысления первых итогов изучения нового курса. Этому могут способствовать специальные задания — родительские просьбы, направленные на активизацию полученных школьниками знаний.
Посетите музей, выставки, места боевой славы, памятники. Расскажите ему о конкретном человеческом поступке. Попросите его объяснить вам те ценности, мотивы и идеалы, во имя которых этот поступок был совершён.

Совет 5
Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.

Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый курс, им же он и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, порой не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребёнок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.
Как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

Совет 6
Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.
Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки, если он не будет включён в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным. В своё время Джон Грэй говорил, что ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями.
Зрелость личности проявляется в том, что человек сознательно удерживается от плохого поступка. Не потому, что боится наказания, не потому, что хочет получить награду, а потому, что по-другому поступить просто не может. Постарайтесь, чтобы ваши дети почаще задумывались о последствиях своих действий и цене своих заблуждений. Если разговор об истоках нравственности и её влиянии на человеческую жизнь закончится одновременно с окончанием изучения нового школьного предмета, если приобретённый ребёнком опыт не станет источником его дальнейшего развития, то все усилия можно считать бесполезными. Новый школьный курс — это только начало большого и трудного пути. Главную поддержку на этом пути ребёнку должны оказывать вы — самые близкие для него люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда соблюдение нравственных норм станет естественным и радостным.

Комментарии запрещены.